Кольская энциклопедия
 
     
А Б В Г Д
 
       
       
 
   

Рыбная промышленность

Рыбная промышленность — одна из традиционных отраслей специализации региона. До 1990 область обеспечивала более 15% общесоюзного производства пищевой рыбной продукции, в 2006 — около 20% общероссийского.

Рыбопромышленный комплекс Мурманской области представлен добывающими и транспортными судами различных типов и классов, перерабатывающими береговыми предприятиями, портовыми сооружениями, соответствующей производственной инфраструктурой, а также научными учреждениями.

Кольский п-ов, омываемый двумя морями, с незамерзающим Кольским заливом, обладает значительными возможностями для формирования здесь устойчивой рыбной промышленности. Однако недостаточная заселенность Кольского п-ова до начала XX в. и неразвитость инфраструктуры приводили к тому, что освоение морских и речных рыбных (и зверобойных) ресурсов велось сезонно, имело кустарный характер, во многом определяясь подходами рыбы (прежде всего трески, камбалы, пикши, сельди, мойвы, окуня и др. видов рыб) к берегам полуострова. Промысел велся пассивными орудиями лова (крючковые снасти, плавные сети) как коренным населением, так и сезонными ловцами, приходившими с Северной Двины, Онеги, а также ряда других территорий Вологды, Новгорода. В то же время, несмотря на то что в отдельные годы на Мурмане добывалось весьма незначительное количество рыбы (например, в 1913 — 18 тыс. т), рыболовство здесь являлось важнейшей отраслью, а Мурман рассматривался как центр кустарного (артельного) промысла России.

Значительный толчок в развитии промышленного рыболовства на Мурмане дали открытия учеными и рыбопромышленниками морских запасов трески, пикши, камбалы, окуня, палтуса, зубатки в незамерзающих частях Баренцева моря, обоснование возможности круглогодичного промысла на базе освоения тралового лова с автономных, специально приспособленных рыболовных судов, а также с освоением дрифтерного лова сельди. Эти два ведущих способа лова стали основой развития широкомасштабного промысла, формируя береговую рыбопереработку.

Создание на Кольском п-ове Мурманского морского рыбного порта (ММРП) и многочисленных портопунктов на побережье создавало оптимальные условия для базирования здесь рыболовных судов и организации глубокой переработки рыбы и морепродуктов. Вследствие близости крупных европейских городов России с многочисленным населением (Санкт-Петербург, Москва и др.) был обеспечен широкий рынок сбыта производимой продукции.

Принимая во внимание эти благоприятные условия, государство предприняло значительные усилия, чтобы в течение 1920—1930-х сформировать основы рыбной промышленности Мурманской области. Были созданы Мурманский траловый флот (МТФ), ряд рыбодобывающих сельдяных и зверобойных флотов (Мурзверрыбпром), отстроены ММРП, судоремонтные и судостроительные предприятия, введен в эксплуатацию самый крупный в Европе Мурманский рыбный комбинат, организовано бондарное производство — фабрика орудий лова. В последний предвоенный 1940 удельный вес рыбной промышленности в экономике области составил 40%, а в экономике г. Мурманска — 80%. В результате в Заполярье (впервые в мировой практике) была создана рыбная промышленность с круглогодичным функционированием, производившая более 33% рыбной продукции страны. Только МТФ добывал более 200 тыс. т рыбы в год.

В довоенные годы были открыты и освоены почти все районы промысла в восточной и центральной частях Баренцева моря. Широкое развитие получило использование науки (работы Полярного НИИ рыбного хозяйства и океанографии им. Книповича (ПИНРО). Как особое самостоятельное подразделение рыбопромышленного комплекса, призванное не только открывать новые районы и объекты промысла, но и обеспечивать добывающий флот сырьевой базой в повседневном оперативном режиме, была сформирована Северная рыбопромысловая разведка. На судах "Севрыбпромразведки" в сотрудничестве с учеными ПИНРО и практиками-рыбаками осваивались новая техника лова, новые способы рыбопереработки, новые организационные формы рыболовства, и прежде всего экспедиционный морской промысел.

В годы Великой Отечественной войны возникла необходимость наряду с продолжением промысла использовать часть ресурсов рыбной промышленности для непосредственного участия в военных действиях. С этой целью Военсоветом Северного флота и областными властями был осуществлен перевод рыболовного флота и предприятий рыбной промышленности Мурманской области на военное положение, сформирован и включен в состав СФ отряд из 56 рыбацких судов вместе с экипажами. Эти суда немало сделали для обеспечения транспортных нужд СФ, выполняли функции сторожевых кораблей и минных тральщиков ("Туман", "Пассат", "Бриз") и др. Береговые рыбопромышленные предприятия освоили выпуск военной техники и оборудования — от саперных инструментов до мин, гранат, патронов и снарядов.

Продолжался и промысел: за годы ВОВ на фронт и в тыл было поставлено более 500 тыс. т рыбы, не считая консервов и другой продукции. Мурманский рыбокомбинат в условиях постоянных бомбардировок осуществлял производство и поставку на фронт вяленой, соленой, сушеной рыбы и консервов.

Командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко высоко оценил вклад рыбаков в победу СФ: "На северном траулере морской войны... рыболовные траулеры... выполнили огромную боевую работу. Своим успехом в борьбе с врагом Северный военно-морской флот обязан их помощи".

В ходе военных действий погибло 22 траулера, некоторые были повреждены. Многие рыбаки, рыбопереработчики, судоремонтники были награждены орденами, медалями, в т. ч. удостоены звания Героя Советского Союза.

Послевоенное восстановление рыбной промышленности шло достаточно быстро: уже в 1947 рыбаками МТФ и 28 рыболовецкими колхозами были превзойдены наивысшие довоенные уловы. Рекордных показателей (60 тыс. ц) добились траулеры "Киров" (капитан К. Л. Бурков) и "Ролик" (капитан А. И. Сапогов). Во многом это стало возможным благодаря обнаружению промысловых скоплений сельди в Северной Атлантике (Г. М. Бородулин, Ю. Ю. Марти), для добычи которой в 1949 была создана новая рыболовецкая организация "Мурмансельдь" (позже "Мурманрыбпром"). Улучшалось и береговое обслуживание рыболовного флота. Ускорился ремонт судов на Мурманской судоверфи. Для нужд рыбной промышленности стал использоваться Кандалакшский механический завод.

Однако развитие шло неравномерно: несмотря на значительный рост промыслового флота (в 1957 число рыболовных траулеров в 4 раза превосходило уровень 1947), в силу кадровых и иных проблем уловы не отличались стабильностью. Так, если в 1955 МТФ выловил рекордное количество рыбы (4,98 млн ц рыбы), то в 1956 не справился даже с планом (только 18% судов справились с заданием).

В 1960-е перевооружение рыбной промышленности все же дало результаты: пополнение большими рыболовными траулерами с автономностью до 70 сут, рефрижераторными и др. судами, совершенствование технологии добычи и рыбопереработки более чем в 1,5 раза увеличили выпуск продукции. Это позволило создать новый специализированный флот ("Севрыбхолодфлот"), начать освоение рыбных запасов не только Баренцева, Гренландского, Норвежского и Северного морей, но и отдаленных районов Северо-Западной Атлантики, морей у побережья Африки, Южной Америки, Антарктики и Юго-Восточной части Тихого океана.

Сформированная в общесоюзных рамках вертикальная система управления рыбной промышленности (Министерство-бассейновый орган-производственное предприятие) действовала в обеспечении руководства промыслом непосредственно в морях: начальники промрайонов (штабы промысла: представители главка, всесоюзных объединений, промразведок, науки, гидрометеослужбы, специалисты разного профиля) — руководители добывающих флотов (по отрядному принципу) — капитаны рыбопромысловых судов.

За счет использования новой техники и технологий, централизованного руководства и введения ежегодно в промысел новых сырьевых ресурсов рыбной промышленности Мурманской областью в 1990 было добыто более 1,1 млн т рыбы (87% которых — в зонах иностранных государств и в открытых районах Мирового океана общего вылова) и произведено 766 тыс. т пищевой продукции (в т. ч. более 100 тыс. т — на береговых предприятиях). Поставки на внутренний рынок составили 594 тыс. т (78%), на экспорт — 172 тыс. т (22%).

К этому времени в рыбной промышленности Мурманской области действовало 12 рыбодо-бывающих предприятий, 1 береговой комбинат, 3 судоремонтных завода и 2 сбытовые организации.

В условиях перехода с 1992 к рыночным отношениям, приватизации большей части предприятий рыбной промышленности, либерализации внешних связей, изменения системы управления произошли существенные перемены во всем рыбопромышленном комплексе Мурманской области:

  • возросло количество субъектов хозяйственной деятельности (в добывающем секторе — в 14 раз, в рыбоперерабатывающем — в 40, в судоремонтном — в 12);
  • распалась единая вертикальная государственная система управления как в районах промыслов, так и в управлении береговой инфраструктурой;
  • были ликвидированы многие организации, обеспечивавшие флот информацией о сырьевой базе и организовывавшие контроль за работой флота в море;
  • произошла концентрация промысловых усилий на валютоемких объектах промысла (треска, пикша, окунь, скумбрия и др.) в основном в Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях;
  • оказались потерянными многие традиционные районы промысла;
  • возросли поставки рыбного сырья или полуфабрикатов на внешний рынок, что привело к сворачиванию рыбопереработки на береговых предприятиях Мурманской области;
  • резко упали инвестиции в обновление рыбной промышленности.

Все это привело к кризису и соответственно к спаду производства по всем основным направлениям развития рыбной промышленности к середине 1990-х. Вылов рыбы в 1995 снизился почти в 3 раза (до 371 тыс. т), производство пищевой рыбной продукции — в 2 (до 320 тыс. т). Итогом стало резкое сокращение потребления рыбы и морепродуктов (почти в 4 раза), уменьшение количества рабочих мест в рыбной промышленности, падение налоговых поступлений в бюджет региона.

Начиная с 1996 в результате восстановления системы управления рыбной промышленности как на федеральном, так и региональном уровне (фирмы, организации, предприятия рыбной промышленности Мурманской области объединены в 15 общественных объединений, с которыми исполнительные органы власти совместно решают возникающие проблемы), сформирования законодательной и нормативной базы, освоения субъектами хозяйственной деятельности механизмов работы в рыночных условиях положение в рыбопромышленном комплексе начало постепенно стабилизироваться. Предприятия Мурманской области в 2006 увеличили добычу до 606 тыс. т (среднегодовой вылов 2002—2006 — 585 тыс. т). При этом 70% вылова добывается в зонах иностранных государств и открытой части Северной Атлантики, Норвежского и Гренландского морей.

Начало возрождаться прибрежное рыболовство. Им занимаются 56 предприятий, фирм и частных предпринимателей, добывая 10—14 тыс. т в год, поставляя их для переработки на береговые рыбоперерабатывающие предприятия области. Препятствуют развитию этой сферы нерешенность проблем многоразового пересечения границ и сосредоточения всех полномочий по контролю за этим видом деятельности в руках федеральных органов.

К началу 2007 основу добывающего сектора рыбопромышленного комплекса Мурманской области составляет морской и океанический рыболовный флот 85 компаний, фирм, предприятий, зарегистрированных на территории области. В реестре Государственной администрации Мурманского морского рыбного порта зарегистрировано 269 промысловых судов (в том числе 6 бербоут-чартерных). Из них крупных — 11 (средний возраст — 18,1 лет), больших — 20 (27,5 лет), средних — 163 (23,2 года), малых — 75 (21,2 года); 90% судов было построено в советское время. И хотя отдельные предприниматели модернизируют и обновляют флот (МТФ модернизировал рыболовные траулеры типа "Моонзунд", увеличив их производительность в 2—3 раза), нарастание физического износа судов (свыше 60% имеют предельный срок эксплуатации) без обновления флота создает реальную угрозу потери достигнутой стабилизации.

Мурманский морской рыбный порт принял в 2006 лишь около 200 тыс. т рыбы по сравнению с 350 тыс. — в 2003 и 223 тыс. — в 2005.

Береговой рыбопереработкой в Мурманской области занимаются 48 предприятий, которые вырабатывают ежегодно до 50 тыс. т рыбопродукции — филе, копченая, мороженая, консервы и пресервы. Недостаток сырья является основным фактором, сдерживающим наращивание производства. Для решения этой проблемы принята региональная целевая программа "Развитие береговой рыбопереработки в Мурманской области" на 2006—2008. Поставив задачу довести объем рыбопереработки до 70—80 тыс. т в год, программа предлагает использовать в качестве меры поддержки механизм выделения средств из областного бюджета для погашения процентной ставки по кредитам, полученным береговыми рыбоперерабатывающими предприятиями на приобретение сырья.

Во внутренних водоемах и в прибрежной зоне начато формирование товарного рыбоводства (аквакультуры), которое ведут 8 фирм по выращиванию атлантического лосося (семги), форели и доращиванию краба. Объемы производства в 2005 — 405 т, в 2006 — 416 т. Ставится задача довести производство до 6—10 тыс. т.

Важную роль с точки зрения пополнения регионального бюджета играет организация спортивного и любительского рыболовства на реках Кольского п-ова, которым занимаются 22 специализированные фирмы, принимающие до 4 тыс. туристов в год, включая зарубежных. Налоговые поступления от этого вида деятельности в бюджеты всех уровней в 2006 составили 20,4 млн руб.

В целом, оборот организаций рыбопромышленного комплекса области в начале 2000-х составлял ежегодно 15—17 млрд руб., а его доля в ВВП области составляла 6—7%. Предприятиями уплачивалось налогов на сумму 2,3 млрд руб., в т. ч.: в федеральный бюджет 1,2 млрд руб., в территориальный — 1,1 млрд руб. В отрасли было занято 12—15 тыс. чел.

Стратегией социально-экономического развития Мурманской области на период до 2015 предусмотрено увеличение вылова рыбы предприятиями, фирмами и организациями региона до 650—700 тыс. т и производства товарной пищевой рыбной продукции до 560—610 тыс. т. Ставится задача направить большую часть этой продукции на внутренний рынок страны.

Судоремонт является важным элементом в обеспечении эффективной работы транспортных и рыбохозяйственных комплексов, военно-морского и атомного ледокольного флотов. Основную долю в отрасли занимают предприятия оборонного комплекса. Среди них СРЗ "Нерпа" — ведущее предприятие в области судоремонта и утилизации кораблей в области, СРЗ № 35, занимающийся работами по ремонту и обслуживанию кораблей СФ.

 


 
     
© 2008
Кольская энциклопедия
наверх