Кольская энциклопедия
 
     
А Б В Г Д
 
       
       
 
   

Транспорт, связь, торговля, таможенное дело

Транспорт

Транспорт играет значительную роль в развитии экономики Мурманской области, что связано с преобладанием в ней отраслей, ориентированных на поставку за пределы региона больших объемов сырья, металлов и рыбопродукции, а также выгодным географическим положением на пересечении транзитных транспортных сообщений и возможностью круглогодичной навигации с прямым выходом на международные морские торговые пути.

Наземные, воздушные и морские транспортные коммуникации обеспечивают традиционные хозяйственные связи региона и создают благоприятные условия для расширения делового сотрудничества с российскими и иностранными партнерами.

Транспортный комплекс области представлен предприятиями и организациями морского, железнодорожного, воздушного, автомобильного транспорта и электротранспорта (троллейбусы). Доля транспорта в структуре валового регионального продукта — 11%.

Наиболее важной, имеющей не только национальное, но международное значение транспортной коммуникацией, начинающейся в Мурманской области, является Северный морской путь (СМП) — часть инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующее звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, альтернативный и кратчайший водный путь между странами Европы и северной частью Азиатско-Тихоокеанского региона, северо-западным побережьем США и Канады.

Арктическая морская транспортная система включает в себя как собственно транспортный, ледокольный и другие флота и морские порты, так и систему их навигационного гидрографического и иного обеспечения. Одним из важнейших операторов перевозок по СМП является Мурманский морской порт (ММП), которому передан в доверительное управление ледокольный флот. Обеспечение безопасности плаванья в западном секторе Российской Арктики находится в зоне ответственности Мурманского бассейнового аварийно-спасательного управления. Обслуживанием портопунктов и городов Кольского залива и побережья Баренцева моря занимается Малая судоходная компания (МАС-КО). Морские транспортные пути берут свое начало в портах Мурманской области: Мурманском морском торговом, Кандалакшском морском торговом портах, морском, специализирующемся на хранении и перегрузке нефтепродуктов и газового конденсата, порту Витино, Мурманском морском рыбном порту. В Мурманском морском торговом порту осуществляют деятельность администрация морского порта "Мурманск" и Мурманский филиал "Росморпорта".

Основу железнодорожной сети составляет часть магистрали Мурманск—С.-Петербург от станции Лоухи до станции Мурманск (Мурманское отделение Октябрьской железной дороги), построенной как Мурманская железная дорога в 1915—1916 (в 1935—1959 — Кировская железная дорога), с 1973 — полностью электрифицирована. С 1956 действует железнодорожная ветка Пинозеро-Ковдор, с 1968 — Кола-Никель, с 1984 — Кировск-Апатиты. Общая протяженность железной дороги в Мурманской области — 870 км, густота железнодорожных путей — 6 км пути/тыс. км2 территории (2006). Авиасообщение осуществляется через аэропорты Мурманской области, из которых 2 крупных: Мурманск и Кировск/Апатиты ("Хибины"). Через аэропорт Мурманск проходят международные линии: Мурманск — Киркенес и Мурманск — Тромсе (Норвегия), Мурманск — Рованиеми (Финляндия) — Лулео (Швеция). Перевозки пассажиров и грузов производят различные компании, в т. ч. "Мурманавиаком" (см. также Мурманский объединенный авиационный отряд), осуществляющая свою деятельность (включая аварийно-спасательные операции, пожаротушение, мониторинг промышленных объектов и пр.) преимущественно в воздушном пространстве Мурманской области.

Быстрыми темпами увеличивается количество автомобильного транспорта. Только за 2001—2005 число автотранспортных средств в области возросло с 154 до 177 тыс. ед. (на 13,1%). На территории области расположено 1471 автотранспортное предприятие (16 тыс. ед. автотранспортных средств и прицепов), ведущими среди которых являются "Мурман-скавтотранс", Автоколонна 1118 и "Электротранспорт" (г. Мурманск).

Ежегодно автомобильным транспортом перевозится 232 млн чел., троллейбусным — 120 млн чел. В 2005 в регионе действовал 151 автобусный маршрут, из них 73 — городских, 49 — пригородных и 28 — междугородных.

Протяженность автодорог общего пользования, соединяющих населенные пункты Мурманской области и обеспечивающих ее связь с российскими регионами и сопредельными странами, составляет 2568 км, из них федеральных — 537, территориальных — 2031 км (2006). Управление ими осуществляет Государственное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (Мурманскавтодор).

Развивается международное приграничное сотрудничество. Так, в рамках двухстороннего сотрудничества с губернией Лапландия в 2003 было открыто регулярное движение автобусов ОАО "Мурманскавтотранс" по маршруту Кандалакша — Кемиярви. Всего в области действуют 3 международных автобусных маршрута; 2 — в Финляндию и 1 — в Норвегию, а также функционируют 3 международных автомобильных пункта пропуска (МАПП) на государственной границе РФ с Финляндией ("Лотта", "Салла") и с Норвегией ("Борисоглебский"). По приграничным автодорогам через федеральную трассу М-18 Мурманск — Санкт-Петербург осуществляются международные перевозки.

Связь

В мае 1938 было создано Мурманское областное управление связи, которое руководило всеми видами связи общего пользования (почта, телеграф, телефон), занималось радиофикацией, распространением и экспедированием печати, контролировало строительство, техническое состояние и эксплуатацию всех видов электросвязи. В подчинении управления находилось одиннадцать контор и отделений, расположенных по всей области.

Впоследствии функции организации системы связи взяла на себя организация Россвязьинформ, а с 1990-х их выполняют несколько частных и государственных компаний: Мурманский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком" — ведущий оператор связи на Кольском п-ове, контролирующий до 90% ее рынка в области; Территориальное управление № 3 Северо-Западного филиала ОАО "Ростелеком", осуществляющее пропуск междугородного и международного трафика, сдачу в аренду каналов связи, доступ к интеллектуальной сети связи и др.; Управление федеральной почтовой связи Мурманской области (филиал ФГУП "Почта России"), обеспечивающее такими услугами, как почтовые, финансовые денежные переводы, выплата и доставка пенсий, прием платежей за коммунальные услуги, распространение печатных изданий, продажа лотерейных и пр. билетов; Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр, осуществляющий эфирную трансляцию телевизионных и звуковых программ на территории области; "Северо-Западная компания по телекоммуникациям и информатике" (ОАО), организующая предоставление услуг передачи данных и телефонную связь в городах Мурманской области; операторы сотовой связи — ОАО "Телеком XXI" (филиал ОАО "МТС"), отделение ОАО "Мегафон". Общее число абонентов всех операторов сотовой связи на конец 2006 — 787,6 тыс. чел.

Торговля

Мурманская область обладает развитой торговой сетью, включающей 3398 торговых предприятий общей площадью 440,6 тыс. м2 и 842 предприятия общественного питания на 55 тыс. мест; 47,4% торговых предприятий специализируются на торговле промышленными товарами, 43,7 — продуктами питания и 8,9% — смешанными товарами (2006). Получили развитие сети торговли крупных торговых фирм: "Сейд", "Евророс", "Техношок", "Эксперт", "Рамстор", "Эльдорадо", "Провизион" и др.

Большая часть розничного товарооборота осуществляется торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями, торгующими в стационарной сети, — 78,8% и только 21,2% — на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (2006; в 2000 — 75,7 и 24,3% соответственно). В 2006 населением приобретено товаров на сумму более 53,1 млрд руб., что на 16,4% выше уровня 2005. Растет и физический объем оборота розничной торговли; в 2006 он вырос на 9% против 7,4 и 5% в 2005 и 2004 соответственно. Оборот на душу населения в 2006 составил 61,7 тыс. руб. (на 1,9% больше, чем по РФ в целом). По этому показателю Мурманская область в Северном экономическом районе уступает лишь Республике Коми.

В структуре розничного оборота снижается доля продовольственных товаров (53,2% — в 2006 против 55,3% — в 2000). При этом темпы роста объема продаж непродовольственных товаров все более опережают продовольственные: на 13% в 2006 по сравнению с 2005 — по первым и только на 5,6% — по вторым.

Оборот общественного питания в 2006 — около 3,1 млрд руб., что в 1,2 раза больше, чем в 2005, составив на душу населения 3,6 тыс. руб. (первое место в Северном экономическом районе).

Таможенное дело

Таможенное дело на Мурмане ведет отсчет с 1582, когда воевода Палицын Аверкий устроил Гостиный двор в г. Кола, установив торговые весы и введя таможенный сбор. В целях контроля за морскими судами, пересекавшими государственную границу, на Аникиевом Большом о-ве при входе в бухту Цып-Наволок п-ова Рыбачий была установлена таможенная застава. В начале XVIII в. Кольская таможня имела волостные отделения в Кандалакше, Ковде, Порье-губе и Керети, которые ведали государственными доходами и регистрировали привоз товаров, все сделки и платежи. С 1914 порты Кола и Александровск были наделены правами таможенного режима порто-франко (свободная таможенная зона), чем пользовались многие жители Мурмана. Однако после основания г. Романов-на-Мурмане 28 октября 1916 был создан Мурманский временный таможенный надзор, куда из Архангельской таможни были командированы 12 штатных чиновников. В их обязанности входили прием, досмотр и выпуск грузов, провозимых через Кольский п-ов. С декабря 1919 Временным правительством Северной области была учреждена постоянная Мурманская таможня.

После установления советской власти таможенный режим порто-франко был упразднен, а Мурманская таможня вошла в состав Северного таможенного округа. С начала ВОВ, несмотря на то что 90% служащих ушли на фронт, Мурманская таможня продолжала работать, организуя пропуск грузов, поступающих по лендлизу и по линии Международного Красного Креста, и ведя борьбу с контрабандой. В 1950-х — 1960-х в зону деятельности Мурманской таможни входили пограничные пункты пропуска грузов и пассажиров по всей Мурманской области и частично по северной территории Карелии. Особенностью работы таможни в этот период было осуществление контроля за ввозом репарационных грузов и импортом рыбопродукции. В 1970—1980-е основная деятельность таможни была направлена на обеспечение контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли, исчисление таможенных сборов, взимание таможенных пошлин на товары, ввозимые физическими лицами, ведение борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. В конце 1980-х — начале 1990-х диапазон компетенции таможни особенно расширился, в т. ч. в области правоохранительной деятельности.

В начале 2000-х Мурманская таможня — уникальная структура, осуществляющая практически все виды таможенного контроля: морской, воздушный, автомобильный и железнодорожный. Ее деятельность распространяется на всю территорию Мурманской области, включая государственную границу с Норвегией и Финляндией. В состав таможни, подчиняющейся Северо-Западному таможенному управлению Федеральной таможенной службы РФ, входят 5 таможенных пограничных (в международных автомобильных пунктах пропуска Лота, Салла и Борисоглебский, Мурманском морском торговом и рыбном портах и в аэропорту Мурманск) и 6 внутренних постов в городах области.

В компетенцию Мурманской таможни входят таможенный контроль и таможенное оформление товаров, транспортных средств, международных почтовых отправлений и физических лиц, пересекающих границу, обеспечение правильности исчисления и взимание таможенных пошлин, налогов и сборов, осуществление валютного контроля, оформление экспорта сырой нефти и нефтепродуктов, правоохранительная (борьба с контрабандой, незаконным перемещением через границу биоресурсов, энергоресурсов, контрафактной продукции, налогоемких товаров), в т. ч. оперативно-розыскная, деятельность.

Мурманская таможня осуществляет взаимодействие с таможенными службами Норвегии, Финляндии и Швеции в рамках международных таможенных программ "Venskap", "Twinning" и "Task Force 2", направленных на упрощение процедур, сокращение времени таможенного оформления и контроля и взаимодействие по вопросам правоохранительной деятельности.

 


 
     
© 2008
Кольская энциклопедия
наверх